В этом занятии мы рассмотрим принципы построения четырех основных трезвучий и семи септаккордов, которые можно построить с их помощью. Знание этих одиннадцати аккордов является основой для овладения более сложными и интересными формами аккордов.
Определение:
Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, построенных или могущих быть построенными по терциям. Разберемся с этим определением. Думаю, объяснять, что такое созвучие, не нужно, поэтому перехожу ко второй части. Если вы посмотрите на нотную запись аккорда до мажор, приведенную ниже, то увидите, что звуки аккорда находятся друг от друга на расстоянии терции.
Первым аккордом, который мы рассмотрим, является мажорное трезвучие (во всех примерах этого урока аккорды построены от ноты до, но описываемые принципы построения справедливы для любой ноты, от которой вы захотите построить тот или иной аккорд). Мажорное трезвучие состоит из большой и малой терции (до-ми-соль).
мажорное трезвучие
Минорное трезвучие состоит, соответственно, из малой и большой терции.
минорное трезвучие
Следующие два трезвучия являются вариациями на тему двух предыдущих. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций. Увеличенным оно называется потому, что, как несложно заметить, два крайних звука этого аккорда (до и соль-диез) образуют интервал увеличенной квинты. Другими словами, это мажорное трезвучие с увеличенной квинтой. Это достаточно редко встречающийся аккорд, и, если обратиться к творчеству рок-музыкантов, то более или менее часто его можно встретить в творчестве группы PINK FLOYD.
увеличенное трезвучие
Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, и называется уменьшенным за счет того, что два крайних звука (до и соль-бемоль) образуют уменьшенную квинту. Таким образом, это минорное трезвучие с уменьшенной квинтой.
уменьшённое трезвучие
Из перечисленных выше трезвучий можно построить несколько септаккордов. Для начала, определимся со строением септаккордов. Все очень просто. К трезвучию нужно добавить седьмую ступень (септиму). Например, к аккорду до мажор, который имеет в своем составе звуки до, ми, соль, (1-3-5 ступень), добавим ноту си, которая является седьмой ступенью по отношению к ноте до. Крайние звуки септаккорда образуют септиму - именно поэтому такое созвучие называется септаккордом. Септима может быть как большой, так и малой. Для аккордов, построенных от ноты до, это будет, соответственно, си и си-бемоль. Итак, первый аккорд, который мы привели в качестве примера, называется большой мажорный септаккорд.
большой мажорный септаккорд
Расшифруем это название. Слово "большой" говорит нам о том, что крайние звуки аккорда образуют большую септиму. Слово "мажорный" показывает, что в основании аккорда лежит мажорное трезвучие. Поэтому, при необходимости построить большой мажорный септаккорд, например, от ноты ре, вы должны, не колеблясь, построить сначала мажорное трезвучие от ноты ре, затем от основного звука аккорда построить большую септиму. В результате получится ре - фа# - ля - до#. Необходимо отметить, что подобная методика применима ко всем аккордам, которые мы будем обсуждать. Запомните: строение аккорда зашифровано в его названии.
Как говорилось выше, септима может быть не только большая, но и малая. Поэтому к до мажорному, в нашем примере, аккорду мы добавляем малую септиму (си бемоль), и получаем малый мажорный септаккорд. Это чрезвычайно популярный септаккорд во всех мыслимых и немыслимых стилях музыки
малый мажорный септаккорд
Теперь займемся увеличенным трезвучием. К увеличенному трезвучию принято добавлять только большую септиму. В результате получается большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой. Этот септаккорд в чем-то сродни большому мажорному, и может применяться, например, для завершения пьес. Если вы заглянете в партитуру соло Джако Пасториуса "Portrait Of Tracy", то увидите, что заключительным аккордом как раз является большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой.
большой мажорный септаккорд с увеличенной квинтой
Перейдем к минорным септаккордам. Технология та же - берем аккорд и добавляем к нему большую либо малую септиму. Добавив к минорному трезвучию большую септиму, мы получим большой минорный септаккорд.
большой минорный септаккорд
Это, пожалуй, наиболее диссонантный из всех имеющихся септаккордов. В силу этого это созвучие весьма редко встречается, а используется в основном в качестве звуковых эффектов.
Осталось разобраться с добавлением септимы к уменьшенному трезвучию. Большая септима к уменьшенному трезвучию не добавляется, поэтому, добавив малую септиму, мы услышим малый минорный септаккорд с уменьшенной квинтой.
малый минорный септаккорд суменьшённой квинтой
А теперь небольшой фокус. В только что построенном септаккорде понизим септиму еще на полтона, то есть до ноты си-дубль-бемоль. В итоге получается, пожалуй, наиболее популярный септаккорд из арсенала композиторов как прошлых, так и нынешнего столетия - уменьшенный септаккорд.
уменьшённый септаккорд
Как вы сами услышите, этот септаккорд обладает тревожным звучанием, и в силу этого у огромного количества авторов он использовался в качестве изобразительного средства в ситуациях, обрисовывающих всевозможные тревожные и трагические моменты. В свое время этот аккорд был "затерт" до такой степени, что его употребление считалось чуть ли не признаком дурного тона. Хочу обратить ваше внимание на один интересный момент. У многих наверняка возникнет вопрос: зачем, собственно говоря, писать неудобопроизносимую ноту си-дубль-бемоль, когда в реальности звучит нота ля? Объясняю: от ноты до до ноты си (неважно, что она дубль-бемоль), мы насчитаем семь звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - то есть условие построения септаккорда соблюдено: крайние звуки образуют септиму. А если бы мы написали ноту ля, то получили бы интервал сексты между крайними звуками аккорда. Совершенно ясно, что подобная "правильность" умозрительна, но в силу определенных причин, объяснение которых может быть темой для другого большого занятия, принято придерживаться такой формы записи.
В заключение хочу сказать: если поначалу этот материал показался вам непонятным или скучным (согласен, веселого немного :), прочтите еще несколько раз, и вам станет понятно. Все это очень просто, и только поначалу кажется сложным. Надеюсь, что эта небольшая лекция поможет вам в будущем, а может быть, и сейчас, освоиться в таком сложном предмете, как гармония.
Привет, братья – толстострунники! Придётся учиться читать нотный текст, если вы, конечно, хотите стать полноценными музыкантами. Я знаю, что это не очень увлекательно, но мы должны выучить музыкальный язык, если хотим разговаривать на нём. Те из нас, кто не имеет такого навыка, добровольно исключают себя из процесса стабильных уверенных репетиций, в ходе которого могли бы получать удовольствие (от лёгкости взаимопонимания (пер.). Как часто вы напрягаетесь, когда пижон на другом конце телефонной трубки заканчивает вам рассказ о деталях репетиции, а потом интересуется: "Ты ведь умеешь играть по нотам?" Я заметил, что многие из нас уже знают расположение нот на нотоносце, но необходим небольшой рывок, чтобы начать читать с листа на разумно-высокой скорости. Вот неплохая методика, которая поможет вам научиться читать с листа, однако позвольте перед началом обозначить один из основополагающих моментов:
Лучший способ научиться читать с листа –это читать с листа как можно чаще.
Звуки вроде бы верные? Очень важно понять, что этот навык не появится у вас вдруг и на пустом месте. Это довольно долгий и последовательный процесс, и поэтому нужно тренироваться, чтобы найти кратчайший путь к решению. Если я не играю с листа довольно долгое время, я "ржавею", т.е. частично теряю этот навык. Многие из вас, видимо, замечали то же самое; это совсем не весело – ощущать, что ты не в форме! Так что, разрешите мне представить вам простейший способ, который мог бы придать вам решимости для освоения этих каракулей, которых вы так долго боялись. Он основан на чтении с листа, с помощью хорошего знания ИНТЕРВАЛОВ.
Обычный способ чтения нотного текста работает примерно так:
1. Вы видите ноту на нотном стане
2. Сопоставляете эту ноту по высоте и длительности
3. Находите положение этого звука на грифе инструмента
4. Играете эту ноту в соответствии с указанной длительностью
5. Переходите к следующей ноте (далее пункт #1).
Хотя это и не самый удобный путь, овладение таким методом позволит вам достаточно прилично читать с листа. Однако я хочу обратить внимание на более комфортный способ чтения с листа. На мой взгляд, идея сопоставления звука с определённым положением на инструменте оказывается самым сложным, когда сталкиваешься с этим на практике (т.е. в настоящей, "боевой" ситуации) В таком случае, знание интервалов даёт вам заметное преимущество.
Для начала давайте обозначим основные интервалы, чтобы вы могли свободно в них ориентироваться:
Название каждого интервала основано на расстоянии (количестве ступеней) (пер.) от нижнего до верхнего звука. Например:
секунда: С-первый звук D-второй (охватывает две ступени)
терция: С(1) D(2) E(3) (соответственно, три ступени)
кварта: С(1) D(2) E(3) F(4) (четыре ступени)
квинта: С(1) D(2) E(3) F(4) G(5) пять, и так далее.
Буквенные обозначения: C-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, A-ля, B-си (пер.)
Эти интервальные расстояния соответствуют аппликатурным моделям на вашем инструменте. Вот основные из них, построенные на базе мажорного звукоряда: (на представленных ниже схемах нижняя линия обозначает нижнюю струну бас-гитары.)
Используя интервальные модели, вы сможете безошибочно читать нотный текст, воспринимая его как последовательность интервалов. Музыка, таким образом, рассматривается как цепочка интервалов внутри определённого звукоряда. Пользуясь этим методом, вы приобретете последовательные навыки для ускоренного чтения нотного текста:
1. Определяете знаки при ключе
2. Используете аппликатуру звукоряда, который включает в себя все звуки (данного музыкального отрывка
3. Собственно читаете данный нотный текст, опираясь на метод интервального чтения (если вы сталкиваетесь со случайными знаками, просто изменяете интервал в зависимости от того диез это, или бемоль).
Итак, давайте попытаемся проиллюстрировать весь процесс, от начала до конца. Вот музыкальный пример, с помощью которого мы попытаемся связать весь наш материал воедино:
1) Определяем количество знаков при ключе (проще говоря – тональность (пер.) в данном случае у нас три диеза, значит тональность Ля-мажор или фа-диез минор.
2) Используем аппликатуру звукоряда, который включает в себя звуки данного отрывка. Чтобы это сделать, нужно определить сначала самый низкий и самый высокий звуки для того, чтобы понять диапазон взятого фрагмента. В этом примере самая низкая – нота "фа-диез" большой октавы (соответственно второй лад струны "ми", а самая высокая – "фа-диез" октавой выше (четвёртый лад струны "ре", или девятый – струны "ля"). Так как тональность этого фрагмента Ля-мажор/Фа-диез минор, то лучше играть аппликатуру одного из звукорядов, основанных на Ля-мажорной гамме (A-ионийский, B-дорийский, C#-фригийский, D-лидийский, E-миксолидийский, F#-эолийский, G#-локрийский). Это названия звукорядов, получающихся, если одну и ту же гамму сыграть от каждой ступени, сами названия произошли от названий местности в Др. Греции, где юзали тот или иной звукоряд… более подробно узнать о звукорядах можно в статье Михаила Прокушенкова "Натуральные лады" (пер.) Любой из выше перечисленных звукорядов мы можем использовать в нашем примере, так как каждый из них включает в себя нужные нам звуки. Давайте возьмём "Фа-диез" эолийский, (иначе говоря – натуральный минор (пер.), как самый удобный пример. Аппликатура для этой позиции будет выглядеть так, как показано на рисунке (нижняя "F#" на струне ми на втором ладу, верхняя соответственно на струне ре на четвёртом ладу и т.д.)
К счастью в этом отрывке не встречается случайных знаков, поэтому мы можем использовать выбранную нами аппликатуру без изменений.
3) Читайте фрагмент интервалами. Попробуйте сыграть звуки как цепочку интервалов слева направо. Вот устная расшифровка такого метода:
1 2 3 4 5 6 7 8
начало терция вверх терция вверх терция вниз секунда вниз терция вверх секунда вверх секунда вниз
F# A C# A G# B C# B
Обратите внимание, что интервалы названы без акцента на их качестве (малая терция, или большая секунда), в данном контексте они сыграны в Эолийском ладу, но такой метод чтения универсален для любого звукоряда, что значительно облегчает метод (можно мыслить категорией аппликатуры (пер.) Имейте в виду, что такой метод неудобен, когда вы сталкиваетесь с большим количеством альтераций, аккордов или широкими интервальными скачками. Я отметил, что эта концепция великолепно работает применительно к шагающей линии баса или другим мелодическим моделям. Этот метод разработан для того, чтобы развить ваш навык чтения с листа, и не может полностью заменить обычные способы.
P.S. Если вы недавно ознакомились с нотной грамотой и не очень хорошо ориентируетесь в расположении нот на грифе вашего инструмента, то не стоит ожидать мгновенных результатов и расстраиваться от неудач. Не забывайте, что лучшие учителя – это практика и опыт, приобретённый в результате ваших усилий.
Работая со студентами, заинтересованными в совершенствовании техники, я всегда рекомендую упражнения, которые содержат такие важные музыкальные компоненты, как гаммы и музыкальные контексты. Таким образом, они учатся соотносить определенную визуальную схему со слуховой. Если вы уже имеете некоторый опыт игры, вы, вероятно, уже начали развивать свою "комфортную зону", основанную на привычных фигурах и образцах.
Однако вы не сможете рассчитывать только лишь на эти заученные схемы и гаммы в случае, если желаете расширять свои способности к самовыражению при помощи бас-гитары. Запоминание гамм и аппликатур – первая ступень в вашем развитии, потому что они являют собой не что иное, как элементы, которые помогают вам играть. Определенно, если вы выучили только аккорд, но не изучили его звук и функцию, вы получаете знание лишь о структуре расположения пальцев на струнах. Гаммы, с моей точки зрения, являются исключительно предметом для тренировки слуха; мы изучаем, как определенный набор нот звучит или ощущается осязательно во время выполнения музыкальных упражнений.
Наиболее свободная форма музыкальной импровизации получается, когда вы перестаете математически думать, что и как играть, или вызывать в памяти заученные схемы – напротив, свобода достигается только тогда, когда вы, в конце концов, отбрасываете все это "думание", и позволяете чувствам и ощущениям напрямую влиять на выбор нот и построение композиций. Это труднодостижимая цель в случае, если вы не отводите время на осознание того, каки